Главная | Статьи о птицах | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
ОРНИТОЛОГИЯ [0]
Статьи
100 великих заповедников и парков [84]
Сады и рощи внутри нас...
Птицы в неволе [93]
Вопрос содержания птиц в неволе (дома или в уголках жи¬вой природы школы) вызывал и вызывает большие разногласия. Некоторые считают, что лишение птиц свободы противоречит за¬дачам охраны, защиты и использования их для борьбы с вредите¬лями лесов, садов и полей.
СТО ВЕЛИКИХ ЗАГАДОК ПРИРОДЫ [97]
Тропами карибу [37]
Лоис Крайслер
НАШИ ПЕВЧИЕ ПТИЦЫ [49]
ИХ ЖИЗНЬ, ЛОВЛЯ И ПРАВИЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ В КЛЕТКАХ.
Животные мира. [71]
Ферма на дому [277]
Рекорды в природе [296]
Лучший друг человека [678]
Птицеводство, животноводство, коневодство [128]
Пчеловодство [51]
Фермер - птицевод! [143]

Случайное спаривание
Воспаление клоаки
Садовая славка
О возможности и необходимости кормить птиц мотылем
Длинноклювые карпатские турманы
Наследственные заболевания
НА БЕРЕГАХ ЛИМПОПО
Транспортировка 'Вазы' в док
ОСВОЕНИЕ СУШИ
УБОЙ ПТИЦЫ, ОБРАБОТКА И ХРАНЕНИЕ ПТИЧЬЕГО МЯСА
Мечты о полете с аквалангом
От кончика носа до кончика хвоста
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Форма входа


Главная » Файлы » 100 великих заповедников и парков

Кинкакудзи и Гинкакудзи
20.08.2010, 17:39
Ищете г

В Японии, у подножия Кинугасаяма, расположены две архитектурные жемчужины -
Кинкакудзи (Золотой павильон) и Гинкакудзи (Серебряный павильон).
Золотой павильон, или храм Рокуондзи, или Кинкаку, берет свое начало от дворца
Китаяма, построенного сегуном Асикага Есимицу в конце XIV века. Он входил в
дворцовый ансамбль близ Киото (ныне в черте города), в 1408 году был превращен в
буддийский монастырь Рокуондзи. Золотой павильон, представляющий собой ажурное
архитектурное сооружение трехъярусного типа, в 1950 году сгорел и был
восстановлен в 1955 году. Кроме того, примыкавший к нему сад был реконструирован
в соответствии с канонами дзэн.
Когда в архитектуре начался процесс перехода от стиля синдэн к стилю сеин, в
садово-парковом искусстве тоже наметились изменения. Садовый стиль синдэн сменил
другой - на базе дзенского учения.
Стиль синдэн был для японцев традиционным, правда, в таком саду природа
выступала уже не в первозданном виде Здесь нет и признаков запущенного парка.
Здесь природа символизирована Поэтические произведения, которые читались в саду
стиля синдэн, славили обычно какой-то определенный сезон. Поэтому канонизации
подверглись и сами образы: осень символизировалась с образом луны, весна - с
цветами, лето - с пением кукушки.
В период высшего расцвета искусства садов наибольшее влияние имела буддийская
секта дзен (созерцание). Это учение зародилось в Индии. Его основное внимание
было направлено на природу, в том числе и внутреннюю природу человека Учение
дзен большое значение придавало искусству, а дзенские монастыри стали центрами
средневековой культуры (неслучайно там процветало искусство садов)
Дзенские сады создавались как модель мироздания. Они близки к монохромным
пейзажам, в которых грандиозность мира ощущалась благодаря уходящим в
бесконечность далям и горам, деревьям на переднем плане "картины". В садах
засыпанная галькой площадка - тот же лист бумаги, и на ней располагались разные
объемы.
176
100 великих заповедников и парков
В дзенском саду достигается родство человека с природой на основе строгих
канонических требований, изложенных в трактатах Сырьем для создания таких садов
служили камни, вода и растительность (в основном - вечнозеленые растения, мхи)
Камни тщательно подбирались по форме, цвету, фактуре, характеру сада Они
делились на пять основных групп статуя, низкая вертикаль, плоский, лежачий,
изогнутый В руководствах по садоводству рекомендовали в каждом камне рассмотреть
его "лицо" и "позу"
Воде, а именно устройству водоема, его форме, направлению течения, уделялось
неменьшее значение Место для водопада выбиралось особенно тщательно не рядом с
домом, но и не очень далеко, чтобы был слышен звук воды, а в лунную ночь виден
отблеск струй
Подбор растений, их форма, окраска листвы в дзенском саду не менее важны Самая
любимая - сосна - символизировала долголетие Из цветущих растений наиболее
ценными считались вишня-сакура и дикая слива Предпочитаемые кустарники -
камелия, азалия
Композиция дзенского сада подчинялась таким правилам воображаемые линии,
соединяющие два предмета, должны быть разной длины, не должны быть параллельны
друг другу, а сами предметы должны отличаться по размеру В соответствии с этими
правилами предлагалось выдерживать аскетичную монохромную гамму, сочетая серые,
коричневые, зеленовато-бурые тона
По своему характеру сады делились на два основных типа цукияма - пейзажный и
хиранива - плоский Сады цукияма, обычно большие по занимаемой площади,
представляли собой реальный пейзаж из камней, деревьев, мхов, водоемов и
водопада
Сад Золотого павильона создан в соответствии со стилем дзен В отличие от более
ранней японской архитектуры естественная природа в нем художественно
организована Художник сада вычертил контур водоема, рассчитал его размер, форму
и даже продумал, как должны соотноситься островки, расположенные на нем Особенно
тщательно организован берег озера, который виден из Золотого павильона Неменьшее
значение уделялось центральному мотиву сада - водоему с двумя островами -
"черепахи" и "журавля"
Дворцово-парковые ансамбли, городские парки
177
Сам Золотой павильон кажется удивительно легким, воздушным благодаря найденным
идеальным пропорциям и считается одним из лучших образцов японской национальной
архитектуры
Золотой павильон назван так из-за покрытых позолотой стен Он представляет собой
квадратное в плане здание с двумя ярусами, с крышей, покрытой корой кипариса
Павильон трехэтажный Два нижних этажа с раздвижными стенами и верандами
переходят в широкие террасы - энгава Во втором этаже Золотого павильона
находится зал поэзии и музыки, где можно видеть свитки с национальной живописью
и иероглифической каллиграфией Из этого зала открывается панорама парка и пруда,
в котором видится отражение самого павильона
Третий этаж, с узким опоясывающим балконом, увенчан четырехскатной крышей На
уровне третьего этажа сделан вынос крыши с приподнятыми краями
Золотой павильон стоит на берегу небольшого озера, часть его основания даже
находится в воде Поэтому если стоять на веранде первого этажа, то кажется, будто
ты плывешь по озеру А позади храма пышная вечнозеленая растительность - хвойные
растения и криптомерии
Серебряный павильон - Гинкакудзи (или Хигасияма-дэн) был построен в 1489 году
для известного сегуна Асикага Есимаса Позже он стал буддийским храмом и был
включен в комплекс монастыря Дзиседзи Как и Золотой павильон, он расположен на
берегу озера, и раздвигающиеся стены (новая деталь стиля сеин) отделяют интерьер
павильона от сада
Правда, по своему замыслу и воплощению он менее оригинален, чем Золотой павильон
Серебряный павильон двухэтажный, квадратный в плане, с двумя ярусами крыш
Тенденция зрительного сближения интерьера с окружающей природой здесь наиболее
ярко выражена Павильон поднят над прудом на незначительную высоту с помощью
столбов Кроме того, здесь нет широкой террасы на первом этаже, поэтому здание
открывается непосредственно на пруд (с южной стороны) и в сад (с северной
стороны) На первом этаже, между опорными столбами, оборудованы раздвижные
створки (в нижней части - дощатые, в верхней - решетчатые, затянутые бумагой)
Павильон Гинкакудзи также окружен великолепной тропической растительностью
178
100 великих заповедников и парков
Сад Серебряного павильона считается одним из самых знаменитых и приписывается
художнику конца XV - начала XVI века Соами, который прославился также как
пейзажист.
В первый момент может показаться, что водоем, подступающий к самым стенам
Серебряного павильона, и камни в воде - случайная прихоть природы. Но это умелый
художественный прием, с помощью которого художник добился впечатления полной
естественности. Все было рассчитано заранее: группировка и камней, и деревьев, и
очертания берегов с точки зрения на павильон из сада и из павильона в сад.
Рассчитаны даже формы и размер деревьев, контрастирующих с камнями или служащих
фоном. Камни расставлены в пруду с учетом того, как они будут обрамлять
отражение павильона в воде. Это пример пейзажного сада в его полной, развернутой
форме (син).
Сады при Золотом и Серебряном павильонах из разряда озерно-островных. Фрагменты
этих садов, композиционно строго продуманные, можно видеть через рамы стенных
проемов. Из Золотого павильона виден пруд с двумя островами "черепахи" и
"журавля" (символы глубины познания и высоты человеческого духа). Из Серебряного
павильона открывается вид окруженного соснами пруда с островами и камнями-
островками. В пруду отражаются павильон, камни-островки, обрамляющие павильон.
Реандзи
В саду монастыря Реандзи, в древнем Киото, нет ни гор, ни воды, ни деревьев, ни
одного цветка, вообще никакой растительности. Здесь лишь камни и песок,
выполняющие значение символов. И это можно объяснить традициями японской
художественной культуры, в которой символика, абстракционизм занимали особое
место. Решение этого сада основывается на выражении понятия пустоты, чистоты.
Оно напрямую связано в дзенском учении с отрешенностью созерцания.
Сад монастыря Реандзи располагается на небольшой ровной площадке 19 м на 23 м.
Он примыкает к террасе жилища настоятеля и отграничен от внешнего мира стеной,
над которой поднимаются верхушки хвойных деревьев.
Главный материал - пятнадцать темных крупных камней горного происхождения,
свободно объединенных в отдельные группы, и белый морской песок. Камни лежат
так, как они когда-то лежали в горах, и образуют макет архипелага. Песок,
окружающий их, символизирует морскую
Дворцово-парковые ансамбли, городские парки
179
стихию (неслучайно по нему деревянными граблями проведены борозды - параллельные
полосы на поверхности гравия и извивающиеся вокруг камней). Лишь островки
зеленого мха, проросшего на камнях и песке, - "посланники" живого мира,
смягчающие строгую монохромию пейзажа.
Автор ландшафта - Соами - жил в XIV веке. Безусловно, его отличает тонкое
ощущение ритма, цвета. Но некоторые приписывают авторство Хококаве Кацумото,
который построил этот сад в 1473 году. Говорят, что он, находясь под влиянием
буддийской философии, проповедовал аскетизм, тщетность человеческих деяний,
философию непротивления злу, идеализм. Кацумото мог часами смотреть на этот
белый песок и камни, пытаясь найти правильный ответ на вечный вопрос: "Что есть
истина?"
В стиле символизма выполнен и парк храма Дайсэнин храмового ансамбля Дайто-
кудзи, в котором также соответствующим образом расположены на маленьком участке
земли камни. Только здесь посредством композиции решается другая задача -
причудливое оформление бурной реки, текущей в тесном ущелье.
Вековые традиции нашли отражение и в архитектуре современной Японии. В духе
древних зодчих работают ландшафтные дизайнеры. Один из них - Седо Судзуки.
При создании сада Хасуда в Киото он засыпал небольшую площадку округлой формы
крупным гравием, а посередине разместил тремя группами семь больших камней. Один
камень в средней группе огранен в форме параллелепипеда, у остальных - ровные
срезы сочетаются с необработанной поверхностью. Эта композиция была названа
"Архипелаг", и в ней четко выражена такая тема, как перелом образного
воображения. При виде этого сада возникает ассоциация со знаменитым садом камней
в монастыре Реандзи в Киото. Но сходство, скорее, только внешнее, так как Седо
Судзуки пытался решить совсем другую задачу, нежели дзенские мастера.
Искусствовед Г. Шишкина отмечает: "Архипелаг" - внешне спокойно-уравновешенное
произведение, в то же время оно обладает внутренним драматизмом, выражающим
образ некоего катаклизма. /* Цилиндрические столбики разной высо-
180
100 великих заповедников и парков
Дворцово-парковые ансамбли, городские парки
181
ты, врытые по обеим сторонам центральной композиции, рукотворной обработан
ностью невольно напоминают символические остатки неких сооружений. Зрительно они
перекликаются, несмотря на разность масштабов, с круглыми столбами,
поддерживающими древние синтоистские святилища в Исэ, Идзумо или сокровищницу
Сесоин в Нара. В этом можно усмотреть метафору утраты связи с древним прошлым.
Но благодаря свободному абстрактному решению общего замысла нет устойчивой
навязчивости трактовок, и привязка к Японии тут же может смениться иными
размышлениями. Важно и показательно, что композиция, помимо чрезвычайно
эффектного и выразительного внешнего плана, обладает значительной внутренней
содержательностью отнюдь не пессимистического толка. Автор, как живописец,
изобразил на "полотне" гравия отвлеченную "картину", отражающую не Вечность, а
определенное состояние в определенный момент, поместив ее в "раму" из узкой
полоски газона с невысокими кустарниками, за которыми возвышается декоративная
ограда из светлых бамбуковых стволов".
Седо Судзуки, использовав традиции образной символики, характерные для
национального садового искусства, решил задачу совсем иначе - с позиции
современного дизайна, в сугубо индивидуальной интерпретации. Кстати сказать, в
"Книге садоводства", написанной в XI веке, как раз говорится о том, что вместе с
изучением природы и работ предшественников мастера садов должны выражать и
собственные взгляды и вкусы, потому что не существует строго заданных образцов
или ограничений для творческого самовыражения.
Другой современной аналогией сада камней в Реандзи может служить и сад храма
Тофукудзи - Регинтэй (Сад песни дракона) в Киото. Он был создан в 1955 году
дизайнером Мирэем Сигэмори.
Сигэмори выложил площадку гравием черного, белого и нескольких оттенков серого
цветов. Для разделения цветовых зон автор использовал полукруглые каменные
валики. Формы камней создают ощущение интенсивного движения - они
горизонтальные, в виде острых пиков и вытянутые по вертикали.
С правой стороны сад ограждает дощатая стена из ровных, плотно пригнанных досок
коричневого цвета, на которые наложены фрагменты крупных концентрических
квадратов, выполненные из тех же досок. Правда, дощатое ограждение, примыкающее
к монастырской глинобитной стене, выглядит довольно инородно.
Американец Стефен Эддисс, специалист по японскому искусству, считает: "По
сравнению с Реандзи, эстетика которого, основанная на спо-
койствии и строгости, способствует погружению в состояние внутреннего
созерцания, Регинтэй словно заставляет нас встать, оглядеться и почувствовать
силу окружающего мира. Возможно, контрасты двух "сухих" садов отражают два
аспекта дзенского сознания - спокойный и динамичный".
Категория: 100 великих заповедников и парков | Добавил: farid47
Просмотров: 2224 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта

Сезонное размножение
Мышь
ПОКРОВИТЕЛЬСТВЕННАЯ ОКРАСКА
Дельфин
КУЛИКИ
Вилла д'Эсте
ПТИЦЫ © 2024