Главная | Статьи о птицах | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
ОРНИТОЛОГИЯ [0]
Статьи
100 великих заповедников и парков [84]
Сады и рощи внутри нас...
Птицы в неволе [93]
Вопрос содержания птиц в неволе (дома или в уголках жи¬вой природы школы) вызывал и вызывает большие разногласия. Некоторые считают, что лишение птиц свободы противоречит за¬дачам охраны, защиты и использования их для борьбы с вредите¬лями лесов, садов и полей.
СТО ВЕЛИКИХ ЗАГАДОК ПРИРОДЫ [97]
Тропами карибу [37]
Лоис Крайслер
НАШИ ПЕВЧИЕ ПТИЦЫ [49]
ИХ ЖИЗНЬ, ЛОВЛЯ И ПРАВИЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ В КЛЕТКАХ.
Животные мира. [71]
Ферма на дому [277]
Рекорды в природе [295]
Лучший друг человека [677]
Птицеводство, животноводство, коневодство [128]
Пчеловодство [51]
Фермер - птицевод! [143]

Простудными заболеваниями
первые волнистые попугайчики
Гиповитаминоз В3
Гиповитаминозы
Чесотка
Пищеварительная система
Лошади и их сородичи
Следы на воде
Мозамбикский вьюрок
Бронзовый бог Антикиферы
Чудо античного мореплавания
ОТРАВЛЕННЫЙ ИСТОЧНИК
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Форма входа


Главная » Файлы » СТО ВЕЛИКИХ ЗАГАДОК ПРИРОДЫ

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ*
16.10.2010, 20:11
Сегодня наша печать полна сенсационных статей о всевозможных необычных явлениях
и чудесах, которые зачастую, увы, базируются лишь на досужих домыслах их
авторов. Порой в поисках сенсаций не брезгуют ничем, включая даже заведомый
обман доверчивого читателя и грубую подтасовку реальных фактов А ведь чего
проще, стоит лишь внимательно оглянуться по сторонам, заглянуть в, казалось бы,
хорошо всем знакомые старые книги, и на вас обрушится настоящий вал столь
невероятных фактов, от обилия которых самый дерзкий фантаст зашатается'Для этого
надо лишь быть внимательным и усидчивым, только в этом случае пожелтевшие тома
древних фолиантов явят вам свои откровения!
Кто из нас не слышал со школьных лет о знаменитом ПСРЛ (Полное собрание русских
летописей). Слов нет, многочисленные тома трудночитаемых текстов - удел узкого
круга специалистов-профессионалов. Однако среди десятков и десятков древних
рукописей, многократно переизданных, есть и такие, что хорошо адаптированы к
языку современного читателя. Изученные и переизученные вдоль и поперек многими
поколениями отечественных и зарубежных историков, они, кажется, не таят в себе
уже ничего нового, а тем более необычного, но так только кажется на первый
взгляд. Стоит лишь оторваться от сегодняшней суеты и вдохнуть аромат былых эпох,
прикоснуться к минувшему, как оно непременно вознаградит вас самыми невероятными
открытиями!
Сколько споров идет сегодня о столь знаменитом персонаже многих русских сказок и
былин - Змее Горыныче' Как только не объясняют историки и публицисты сущность
этого весьма необычного существа. lpg скидки Одни при этом видят в нем порождение сил
грозной стихии, в частности смерча, другие усматривают в нем даже гигантский
монголо-китайский огнемет. Раздаются, правда, голоса о том, что, возможно, Змей
Горыныч имел вполне реальный прообраз в качестве некого реликтового динозавра,
но при этом все тут же оговариваются, что никакого фактического подтверждения
данной гипотезе нет.
Полноте! Подтверждения версии о реальном существовании Змея есть, стоит лишь
повнимательнее перечитать изначальные тексты
Материал предоставлен Владимиром Шигиным
Легенды об огнедышащих драконах встречаются у многих народов
тех же прекрасно известных былин, стоит лишь не торопясь пролистать древние
летописи.
Начнем хотя бы с того, что помимо многочисленных сказочных и былинных образов
Змея, древнерусская мифология донесла до нас удивительный и вполне конкретный
образ некого священного Ящера - праотца, создавшего якобы все живущее на Земле.
Именно из яйца, высиженного этим первоящером, и родился наш мир. Истоки этого
мифа уходят к началам древнеарийской культуры и являются, видимо, одними из
самых древнейших. А теперь зададимся весьма логичным вопросом: почему
существовало столь давнее и невероятно стойкое поклонение какому-то выдуманному
существу, тогда как все иные поклонения и тотемы* у древних русов и славян были
всегда связаны с вполне реальными и конкретными представителями животного мира:
леопардами и медведями, быками и лебедями?
Особенно почему-то культ звероящеров был силен в северозападных областях Руси, в
Новгородских и Псковских землях. Может, потому и существовал этот культ, что
некогда там обитали звероящеры? Так, широко известен миф о неком чудском
двуглавом ящере, который одной головой заглатывал заходящее солнце а другой
изрыгал в небо утреннее солнце. Еще Геродот рассказывал о неком народе невров,
живущем "на земле, обращенной к северному ветру", и вынужденном бежать оттуда в
страну будинов (племена юхновской культуры) только потому, что их землю
наводнили некие страшные змии. События эти историки относят примерно к шестому
веку до нашей эры. Разумеется, что ни один народ никогда не станет переселяться
из-за мифических страшилищ, зато более чем вероятно бегство от вполне реальных
чудовищ, тем более если они были весьма кровожадны.
Исследованием вопросов, связанных с "русскими ящерами", в свое время много и
плодотворно занимался всемирно известный специалист по Древней Руси академик Б.
А. Рыбаков. Особый интерес представляет для нас его анализ хорошо всем известной
былины о новгородском купце Садко. Эта былина оказалась столь зашифрована, что
понять ее суть и смысл оказалось под силу лишь такому большому ученому.
Прежде всего, оговоримся, что Б.А. Рыбаков, так же как и известный историк XIX
века Н.И. Костомаров, считал былину о Садко одной из самых древних в
новгородских землях, уходящей корнями во времена дохристианские. При этом в
изначальном варианте Садко не путешествует, а просто-напросто приходит с гуслями
на берег озера-реки и играет там свои песни некому водному царю. Образ царя в
былине подразумевается антропоморфный, он никак не описан. Однако в ряде случаев
он упоминается как некий "дядя Ильмень" или "царица Белорыбица". Далее водный
царь, которому понравилась игра Садко, выходит из воды и обещает ему за
доставленное удовольствие постоянный богатый улов рыбы и поимку даже золотой
рыбки ("рыбы злата пера"). После чего Садко стремительно богатеет, становясь
самым уважаемым человеком в Новгороде. Академик Б.А. Рыбаков в своем
фундаментальном труде
* Тотем - обожествляемое животное, считающееся предком рода. 

"Язычество древней Руси" пишет по этому поводу: "В связи с нашей темой (темой
ящера. - Прим. В.Ш.) особый интерес пред^ ставляют подлинные гусли первой
половины XII века из раскопо* в Новгороде. Гусли представляют собой плоское
корытце с пазам! для шести колков. Левая (от гусляра) сторона инструмента
оформлена скульптурно, как голова и часть туловища ящера. Под головой ящера
нарисованы две маленькие головки "ящерят". На оборотной стороне гусель
изображены лев и птица. Таким образом в орнамен-1 тации гусель присутствует все
три жизненных зоны: небо (птица)] земля (конь, лев) и подводный мир (ящер). Ящер
господствует не всем и благодаря своей трехмерной скульптурности объединяет обе!
плоскости инструмента. Такие украшенные гусли изображены у гусляра на браслете
XII-XIII веков. Есть гусли с изображением двух| конских голов (конь - обычная
жертва водяному); есть гусли, на" которых, подобно орнаменту на украинских
бандурах, изображены волны (гусли XIV века)... Орнаментика новгородских гусель
XI- XIV веков прямо указывает на связь этого подводного царства - ящером. Все
это вполне соотносится с архаичным вариантом былины: гусляр угождает подводному
божеству, и божество изменяет' уровень жизни бедного, но хитроумного гусляра".
И сразу же вопрос: почему на гуслях среди реальных животных изображено вдруг
одно мифическое - ящер? Так может, оно совсем и не мифическое, а такое же
реальное, как и остальные, да еще и преобладающее над ними по силе и мощи, а
потому и более почитаемое?
Встречающиеся при раскопках в новгородской и псковской областях многочисленные
изображения ящера, прежде всего на конструкциях домов и ручках ковшей,
представляют собой почти образ вполне реального существа с крупной, вытянутой
мордой и огромной пастью с четко выделенными большими зубами. Эти изображения
вполне могут соответствовать мозозаврам или кро-нозаврам, смущающим умы ученых
новыми и новыми слухами о своем сегодняшнем существовании. Да и характер жертв,
приносимых "подводному царю", тоже многое проясняет. Это не какой-нибудь
отвлеченный фетиш, а вполне реальное животное, при этом еще и довольно большое,
чтобы насытить весьма прожорливое озерное божество. Приносится это животное в
жертву подводному чудовищу не когда придется, а большей частью в зимнее, то есть
в самое голодное время. Знаменитый историк и фольклорист А.Н. Афанасьев писал об
этом так: "Крестьяне покупают миром лошадь, три дня откармливают ее хлебом,
потом одевают
два жернова, голову обмазывают медом, в гриву вплетают красные ленты и в полночь
опускают в прорубь..."
Впрочем, видимо, требовательный "подводный царь" не всегда удовлетворялся
жертвенной кониной, как гласят дошедшие до нас писания, и преобразовываясь "во
образ лютого зверя коркодила", весьма нередко нападал на плывущих мимо него в
лодках рыбаков и купцов, топя их челны-однодревки и поедая самих. Такого "царя"
было за что бояться и почему приносить ему обильные жертвы.
Академик Рыбаков, анализируя изначальные варианты былины о Садко, нашел даже
вполне реальное место "общения" гусляра с подводным царем. По его расчетам, оно
происходило на озере Ильмень, близ истока Волхова, у западного (левого, так
называемого "софийского") берега реки. Это место известно как Перынь. В 1952
году при раскопках археологами в Перыне было обнаружено капище, которое Рыбаков
именует, как святилище "крокодила" в Перыни. Есть мнение, что именно оттуда и
произошло более позднее появление бога Перуна...
Обратил внимание академик Рыбаков и на весьма устойчивый и четко очерченный
ареал обитания "подводного царя": "Культ владыки подводно-подземного мира был
мало связан с земледельческим мировоззрением славянских племен лесостепного
юга... Зато в озерном севере образ ящера част и устойчив... Но и в славянских
древностях ящер встречается, особенно в северном регионе..."
Ну а что же говорят летописи? Наиболее старое упоминание о подводном змее
относится еще к XI веку. Это так называемые "Беседы Григория Богослова об
испытании града", направленные против язычества и включенные в летопись под 1068
годом. В разделе, посвященном рыболовству и связанном с ним языческими обрядами,
написано: "...Ов (некто, который) пожьре новоду своему, имъшю мъного
(благодарственная жертва за богатый улов)... бога створьшаго небо и землю
раздрожаеть. Ов реку богыню нарицает, и зверь, живущь в ней, яко бога нарицая,
требу творить".
А вот что пишет безвестный псковский летописец XVI века: "В лета 7090 (1582
год)... Того же лета изыдоша коркодили лютии звери из реки и путь затвориша;
людей много поядоша. И ужасошася людие и молиша бога по всей земли. И паки
спряташася, а иних избиша"*.
Однако появление "коркодилов" было столь страшным не всегда. Сенсационные
сообщения по этому поводу оставил нам немец-
* Псковские летописи. М., 1955, т. 2, с. 262.
Категория: СТО ВЕЛИКИХ ЗАГАДОК ПРИРОДЫ | Добавил: farid47
Просмотров: 2514 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта

Колибри
Черноголовка.
В плену у Арктики
Скворец
Выращивание ремонтного молодняка
Чечевица
ПТИЦЫ © 2024