Главная | Статьи о птицах | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
ОРНИТОЛОГИЯ [0]
Статьи
100 великих заповедников и парков [84]
Сады и рощи внутри нас...
Птицы в неволе [93]
Вопрос содержания птиц в неволе (дома или в уголках жи¬вой природы школы) вызывал и вызывает большие разногласия. Некоторые считают, что лишение птиц свободы противоречит за¬дачам охраны, защиты и использования их для борьбы с вредите¬лями лесов, садов и полей.
СТО ВЕЛИКИХ ЗАГАДОК ПРИРОДЫ [97]
Тропами карибу [37]
Лоис Крайслер
НАШИ ПЕВЧИЕ ПТИЦЫ [49]
ИХ ЖИЗНЬ, ЛОВЛЯ И ПРАВИЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ В КЛЕТКАХ.
Животные мира. [71]
Ферма на дому [277]
Рекорды в природе [296]
Лучший друг человека [678]
Птицеводство, животноводство, коневодство [128]
Пчеловодство [51]
Фермер - птицевод! [143]

Степлер канцелярский
Оварит и сальпингит
Мускулатура
Московка
Приручение серого попугая
Размножение в природе и неволе
Яйца, гнезда и птенцы
Аквариумные рыбки
Чиж
Кашалот
Содержание амфибий
Глубинное опьянение
Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0

Форма входа


Главная » Файлы » СТО ВЕЛИКИХ ЗАГАДОК ПРИРОДЫ

КОСИЧКИ В ГРИВАХ репетитор
16.10.2010, 16:59
История поисков древних животных, возможно доживших до наших дней, во многом
сродни другой столь же нашумевшей и, увы, скомпрометированной в глазах науки
проблеме - существования на Земле так называемых реликтовых гоминидов, а проще
говоря - человекоподобных существ, которые остановились в своем развитии (а
возможно, и деградировали) где-то между питекантропами и неандертальцами.
- Речь идет о пресловутом снежном человеке (название неудачное), который, если
верить легендам и показаниям очевидцев, до нашего времени живет в
труднодоступных местах земного шара, - говорит писатель В. Мезенцев. - О
встречах с этими существами собрано за десятилетия столько рассказов, что уже по
одной этой причине стоит задуматься, нет ли тут чего-то реального. Ведь в таком
допущении нет ничего противоестественного, антинаучного. Открытие примитивных
людей, остановившихся в своем развитии на стадии далекой древности, не будет
противоречить законам природы, не потрясет основ науки о происхождении человека.
Доктор исторических и философских наук Б.Ф. Поршнев писал, что загадочные и
неуловимые существа, о которых у народов мира ходит столько выдумок, - скорее
всего тупиковая ветвь неандертальцев, наших предков, живших 40-120 тысяч лет
назад.
Принято думать, что, как только появился человек разумный, предыдущий вид,
неандерталец, исчез. Однако находки археологов ставят под сомнение такой взгляд.
И костные останки и изделия 

неандертальцев доказывают, что они очень долго сохранялись кое-где на Земле
после появления и расселения человека разумного. Их сосуществование длилось
десятки тысяч лет. Еще несколько тысяч лет, остающихся до нашей эры, не так уж
много.
Другое соображение: считается, что все неандертальцы изготовляли каменные орудия
и поэтому были в полном смысле слова людьми. Однако возможно, что эта
способность была развита лишь у некоторых групп. Возможно, очеловечились,
развились до homo sapiens только те, кто совершенствовался в труде. Другие
остались животными.
Таким образом, перед нами вполне правомерная антропологическая загадка: нет ли
на земном шаре живых неандертальцев?
Бесспорных доказательств этому не имеется. Лучшим доказательством явился бы
живой неандерталец, представленный ученому сообществу. Но чего нет - того нет.
Однако нельзя ли отнести к вещественным доказательствам его существования
следующую историю?
Авторы журнала "Знание - сила" супруги Бурцевы в своей статье "Косички в гриве"
рассказали об одном интересном факте, изложив его так, чтобы не было места
отвлеченным рассуждениям.
Летом 1970 года в Азербайджане, в одном из селений, они обратили внимание на то,
что в гривах у некоторых лошадей есть косички. На вопрос, зачем так делают,
местные жители объяснили, что это работа шайтана.
Хозяин одной из таких лошадей, Мирзамед Агаев, посетовал: сколько ни срезай или
ни распутывай косичку, она все равно появляется снова. Из расспросов выяснилось,
что лошадь Мирзамеда по ночам пасется в балке, поросшей лесом, а утром часто
приходит в таком состоянии, словно на ней скакали всю ночь: выглядит загнанной,
вся в мыле.
"Вот уже третье лето, - пишут Бурцевы, - мы приезжаем в те места. За это время
нам удалось собрать более шестидесяти косичек. Почти все они различаются лишь
размерами и степенью аккуратности изготовления. Кто же их заплетает?"
Заплетенные неизвестно кем гривы лошадей наблюдали в различных районах нашей
страны и в прошлом. Зоологи предполагают, что косички в гривах запутывает ласка,
маленький хищный зверек, который распространен почти по всей стране. Известный
зоолог П. Мантейфель описал в книге "Рассказы натуралиста", как ласка в поисках
соли взбирается на лошадь и вылизывает соль с шеи, одновременно запутывая и
заплетая гриву.
Что ж, объяснение вполне правдоподобное. Можно представить себе, что ласки
действительно способны так спутать гриву, что на ней образуются какие-то
косички. "Но, - пишут авторы статьи, - коса косе рознь. Одного взгляда на "наши"
косички достаточно, чтобы отказаться от мысли о ласке. Никакие лапы не в
состоянии так искусно скрутить и перевязать их. Косички представляют собой
скорее петли, сделанные из трех жгутов. Два из них скручены из пучков волос.
Затем один из этих двух скручен с третьим более слабо закрученным жгутом (из
чего можно сделать вывод, что, когда закручивался третий жгут, руки не отпускали
первые два, поэтому он и не такой плотный). После этого, примерно с середины
длины жгутов, они сплетены все три вместе в некое подобие косы и завязаны
несколькими крепкими узлами, так что образуется довольно прочная петля, и ее
нельзя разорвать даже большим усилием...
Стремясь прояснить загадку, Бурцевы показывали косички людям разных
специальностей. Биолог Н. Мадьярная сказала: "Я десять лет держала ласку у себя
дома. Она, конечно, запутывает волосы и любит это делать, но так их заплести она
не может". Потомственный коневод Николай Самохвалов ответил: "Я не однажды видел
"косы", запутанные лаской, и видел ласку, когда она спрыгивала с шеи лошади, но
те "косы" представляли собой просто запутанные жгуты, иногда даже петли, но не
косички в буквальном смысле слова. Такую косичку ласка не заплетет".
Кандидат биологических наук В. Флинт: "Ласка не в состоянии заплести таких
косичек. Я скорее соглашусь, что эта косичка обра-
Возможно, заплетает косички
лошадям вот такой реликтовый
гоминоид
зуется сама собой, при случайном переплетении жгутов". Зоопсихолог и этолог К.
Фабри, кандидат биологических наук, работающий над проблемой поведения животных:
"Если эти косички заплела ласка, то всю теорию движения кисти куньих надо
поставить с ног на голову".
Так кто же делает косички? Люди? Но зачем и почему столь одинаковые? Все косички
расположены ближе к холке кобылы; жгуты всегда закручены в одних и тех же
направлениях: "почерк" вязания узлов в основе одинаков.
Можно было бы предположить, что плетение косичек - религиозный обряд. Но у
хозяев лошадей нет оснований скрывать это, как они не скрывают другие обряды.
Тем более они сами недовольны появлением косичек.
"Итак, звери косичек заплетать не могут, люди - не заплетают. Тогда кто же?
Когда мы расспрашивали об этом местных жителей, то некоторые отвечали: это
гуляйбаны заплетает косички, катается на лошадях, портит молоко у кобыл".
Гуляйбаны - одно из местных названий кавказских гоминидов. Алмасты, каптар,
пеша-адам, гуляйбаны - все это означает "дикий", "лесной" человек.
Для многих суеверных, религиозных людей алмасты - не кто иной, как сам черт,
шайтан. Это поверье распространено на Кавказе очень широко. Существует оно у
кабардинцев и карачаевцев, у чеченцев и ингушей, в Дагестане и в Грузии. Бродят
в горах духи зла - шайтаны, наказанные аллахом за то, что попытались влезть на
небо. С тех пор ходят они неприкаянные по земле, пугая правоверных. Если
встретишь кого из них, предупреждают суеверные люди, не надо трогать: шайтан
отомстит. Лучше тут же уйти и никому не говорить об этой встрече.
Здесь, кстати, кроется одна из трудностей, с которыми сталкиваются ученые,
пытающиеся выяснить загадку с "живыми предками" на Кавказе.
О "диких людях", живущих в Якутии, рассказывает журналист Ю. Свинтицкий, хорошо
знающий этот край. Однажды у него произошел такой разговор с местным старожилом
Христофором Стручковым:
"- По нашим речкам и горам сам не ходи!
- Что так?
- Не ходи сам в темноту. Не ходи ночью к реке Будь осторожен в горах. Живет
такой человек, чучунаа. Совсем дикий такой. Ростом, как два Христофора. Сильный,
как медведь. В шкуру одевается.
Стрелы пускает. Очень трудно его заметить - хорошо прячется чучунаа. Очень
трудно от него спастись - быстро бегает чучунаа...
- Красивая сказка, Христофор Михайлович!
- Не сказка вовсе! Сам видел. Два раза. Стрелять, однако, не стал. Видели мы
друг друга, вот как я тебя. С ружьем я был, он ружья боится. Днем сам не
нападает. Смотрит. Нюхает. Далеко чует чучунаа.
Я не знал, что сказать.
- Не веришь? - огорчился Стручков. - У нас многие якуты знают чучунаа. Меня
ученые люди слушали. Рассказы стариков записывали. Они верят нам...
Сначала совсем нелепым и фантастическим казался мне этот рассказ. Но вот что
запомнил я со слов старого якута. То, что кто-то записывал легенды о чучунаа.
Надо бы поинтересоваться у специалистов".
По совету этнографа С. Николаева Юрий Свинтицкий познакомился с рукописным
фондом Якутского института языка, литературы и истории.
...Вот свидетельство (1940 года) этнографа А. Савина - со слов 35-летнего
Михаила Щелканова из Аллаиховского района. Тот рассказывает, что в округе
водится чучунаа. Он велик ростом и очень худ. Имеет привычку подкрадываться к
человеческому жилью и красть рыбу. Говорить не умеет, только свистит. Одежда на
нем такая, что тесно облегает тело.
Однажды Щелканов строил дом в Русском устье. Внезапно, когда Михаил работал, на
него кто-то прыгнул. От неожиданности он выронил из рук топор. Но нападающий был
очень слаб. Михаилу удалось повалить его и изо всей силы ударить ногой. Тот
громко заверещал и скрылся. Это был чучунаа.
Еще один рассказ. Его оставил Г. Васильев со слов И. Слепцова. Запись сделана в
1945 году в Абыйском районе, тоже в бассейне Индигирки. Слепцов поведал, что
однажды был с другом на охоте. Присели отдохнуть, а карабины оставили в стороне.
И вот чучунаа украл один затвор. А на другой день оставил его на пне.
Потом, когда Слепцов шел один по тропе, навстречу ему попался "не то черт, не то
человек" и стал в него пускать стрелы, быстро, одну за другой, ранил охотника,
но не опасно. Вслед за тем чучунаа метнул копье и попал в ногу. Тогда пришлось
выстрелить.
Лицо у него, говорит Слепцов, длинное, спина "короткая", руки и ноги длинные. А
следы он оставляет большие, полукруглые, "как месяц". Одет в оленью шкуру. 

А в 1948 году народный судья М. Попов записал рассказ Иннокентия Попова в
Жиганском районе. Тот сообщил, что знал семью Очикасовых, у которых чучунаа
похитил трехлетнюю дочь. Это сделал "большой человек, вышедший из леса", который
затем скрылся в горах.
Через три года девочку нашли. Сначала ее не узнали - на ней была надета тесная
мохнатая шкура. Только когда эту шкуру распороли и сняли, поняли, что перед ними
пропавшая дочь, которая совсем одичала.
И вот журналист снова беседует с Николаевым.
- Думаю, - говорит он, - что следует обратить внимание на ряд обстоятельств.
Почти все свидетели сообщают о чучунаа как о реальности, без фантастических
подробностей, свойственных легендам. В рассказах слишком много совпадений в
деталях облика, манерах поведения чучунаа.
Не исключен такой вариант: в какой-то период, когда на территории Якутии
наблюдалось вытеснение одних групп древнего населения другими, более развитыми,
часть аборигенов ушла в малодоступные районы. Подходящим местом для них были бы,
в таком случае, верховья Яны, Индигирки и их притоков
Впрочем, примерно с середины 50-х годов встречи с чучунаа прекратились. Может
быть, ни одного из них уже не осталось? Однако могут сохраниться следы
материальной культуры...
Что можно еще добавить? Наверное, вот что.
Историк и этнограф Г. Ксенофонтов в своей книге "Ураангхай Сахалар. Очерки по
древней истории якутов" также обращает внимание на сведения о чучунаа. И
приводит записи рассказов якутов, которые поразительно совпадают даже в деталях
с приводившимися выше. Афанасии Винокуров (Жиганский улус) поведал: "Чучунаа -
человек, живущий охотой на диких оленей. Ест он мясо оленей в сыром виде.
Говорят, с дикого оленя он целиком сдирает шкуру, как мы снимаем шкуру с песца.
Эту шкуру натягивает на себя. Когда шкура ссохнется на теле, чучунаа заводит
себе новую одежду. Он будто бы живет в норе наподобие медведя. Голос у него
противный .. Часто видят его убегающим..."
Как видим, и тут речь идет совсем не о сказочном или легендарном существе.
Показательно, что сам Г. Ксенофонтов цитируемые записи сопроводил заголовком:
"Рассказы о диком человеке чучунаа".
- Так что ничего необъяснимого здесь нет, - резюмирует Семен Иванович Николаев.
- Ведь до сих пор в дебрях Бразилии,
Филиппин и в некоторых других местах даже в наши дни находят неизвестные
племена. Некоторые уголки Верхоянья по труднодоступное™, думаю, могут поспорить
с любыми малоизвестными областями. А по климатическим условиям - тем более.
Вполне возможно, что здесь нас, ученых, могут ожидать сюрпризы... Еще одна
деталь. "Чучунаа" - это слово можно перевести с одного из местных речений как
"беглый", "отверженный".
". .Теперь я часто вспоминаю наш разговор с Христофором Стручковым, -
заканчивает Ю. Свинтицкий, - быстрые воды Индигирки, редкие лиственницы,
холодные уступы гор, кинжалами упершиеся в небо. Видимо, есть еще у них свои
тайны".
Категория: СТО ВЕЛИКИХ ЗАГАДОК ПРИРОДЫ | Добавил: farid47
Просмотров: 2344 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта

Шимпанзе
Ботанический сад Аделаиды
Лучог-самолов
Морской еж
Червячок
ПАСТУШКОВЫЕ
ПТИЦЫ © 2024